Что такое Новелти-Фаленопсисы. Новелти фаленопсис


Новелти-фаленопсисы: об одном заблуждении

НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ: ОБ ОДНОМ ЗАБЛУЖДЕНИИ

Прежде всего, несколько базовых определений:

Новелти-фаленопсисы - это фаленопсисы,которые характеризуются практически неограниченным сроком жизни цветоносов, нарастающих из верхушечной вегетативной почки после каждого периода покоя, следующего за периодом цветения.

Так, взрослый новелти-фаленопсис может иметь несколько десятков цветоносов, а рекорд смены за сотню.

Стебель у фаленопсисов, в отличие от других вандовых, укороченный, и его отмирание происходит по мере роста растения, спустя некоторое время после опадения нижних листьев. К счастью из старого стебля фаленопсисы склонны давать боковые вегетативные побеги, поэтому со временем у фаленопсисов может образоваться несколько стеблей.

Хочется обсудить следующие замечания, высказанные по поводу этого определения:

(1) Относительно того, что срок жизни цветоноса неограничен, то это враньё ... орхидеи "револьверного" типа цветения в среднем по группе выпускают 15-20 цветков ПАРТИЯМИ ПО 1-5 ШТУК ЗА РАЗ, а потом цветонос засыхает естественным путём.

(2) "Так, взрослый новелти-фаленопсис может иметь несколько десятков цветоносов, а рекорд смены за сотню ..." Даже если предположить, что из одной пазухи может вырасти 3 цветоноса, то орхидея с 12 листьями может иметь в один момент 9 * 3 = 27 цветоносов ... теперь представим, сколько листьев должна иметь орхидея с 100-ней цветоносов?!?

(3) "... поэтому со временем у фаленопсисов может образоваться несколько стеблей." Новый побег (достигая определённого возраста) - это отдельное растение, которое через какой-то период (даже если вы не будете его отрывать от мамашки) сам от неё отсоединиться - "спрыгнет".

Теперь комментарии по пунктам:

По пункту 1. Видовой Phal.floresensis дает порядка 30 цветков на цветоносе за всю жизнь цветоноса. Другие природные виды, хотя и не относящиеся к группе новелти-фаленопсисов, обладают еще большим количеством цветков. Так, рекордсмены - фаленопсис Шиллера (Phal. schilleriana) и фаленопсис Стюарта (Phal. stuartiana) - могут иметь до сотни цветков на цветоносе. Оба вида активно использовались в гибридизации и мультифлёры, и стандартных фаленопсисов. А, следовательно, их гены присутствуют и у современных новелти-фаленопсисов. Заблуждение автора комментария, вероятно, основывается на том, что новелти-фаленопсисы представляются как первичные гибриды Phal.bellina/violacea с некоторыми другими представителями подрода Polychilos, для которых приведенная оценка числа цветков будет справедливой. Однако, это представление адекватно ситуации 60-70-х годов прошлого века, а никак не нынешнему времени, когда современные новелти-фаленопсисы могут вообще не иметь Phal.bellina/violacea в своей родословной.

По пункту 2. Расчет абсолютно корректный для "одноголового" новелти-фаленопсиса.

По пункту 3. Как это часто бывает, теоретические умозаключения противоречат практике. Например, представители вида Dor.pulcherrima (по современной классификации относимого к фаленопсисам) обычно растут "многоголовыми" кустиками. С отмиранием общего стебля кустики, конечно же, распадаются, но это происходит зачастую довольно нескоро при оптимальной культуре. Это свойство передается и гибридам с участием Dor.pulcherrima. К слову, кустистость свойственна и видам подрода Polychilos, например, Phal.amboinensis и Phal.venosa.

Подведем итоги. Один цветонос на современном новелти-фаленопсисе может жить порядка 10-15 лет, что можно считать по любым меркам неограниченным сроком жизни. За это время и даже гораздо быстрее на одном стебле может развиться 10-20 цветоносов, поскольку в реальности из одной пазухи вырастает 1-2 цветоноса. На этом количестве цветоносов может быть 30-50 цветков. При хотя бы двух-трехголовости мы получаем указанную сотню, кстати, реально зафиксированную неоднократно наградами за культуру Американского Орхидного Общества. С фактами трудно спорить чисто умозрительно.

Сайт управляется системой uCoz

phalaenopsis.narod.ru

Мир сортовых фаленопсисов

МИР СОРТОВЫХ ФАЛЕНОПСИСОВ

Введение

Мир сортовых фаленопсисов исключительно многолик. Глядя на это разнообразие форм и расцветок очень трудно представить себе, что во всем этом есть свой порядок. Тем не менее, это так.

С одной стороны, для фаленопсисов существует общая для всех орхидей строгая номенклатура сортов, базирующаяся на родословных и не уступающая по строгости бинарной номенклатуре природных видов. О ней пойдет речь в следующем параграфе.

С другой стороны, существует потребительская классификация всех сортов по типу цветения и визуальным признакам цветков. Необходимо учесть, что потребительский подход, волей-неволей учитывая систему родословных, становится более строгим и систематичным. О классификации сортов по типу цветения и ее взаимодействии с системой родословных разговор пойдет параграфом ниже.

Принципы систематики сортов орхидей

Практически для всех растений существует практика регистрации новых сортов, но только для орхидей регистрация новых сортов базируется на их систематике, по строгости не уступающей бинарной номенклатуре природных видов. Основные ее принципы заключаются в следующем.

Разделяются понятия грекса и культивара. Определение грекса таково:    (1) Результат скрещивания двух природных видов вне зависимости от порядка родителей является грексом;    (2) Результат скрещивания двух представителей одного грекса является тем же грексом;    (3) Результат скрещивания двух различных грексов (или грекса и природного вида) вне зависимости от порядка родителей является одним и тем же новым грексом.

Все грексы регистрируются Британским Обществом (Royal Horticultural Society). При регистрации указывается оригинатор (по определению, владелец материнского растения) и регистратор (тот, у кого какая-либо особь нового грекса зацвела, и кто подал заявку на регистрацию).

Для любого грекса известна вся его родословная, восходящая к природным видам.

Культиваром называется конкретная особь относящаяся к данному грексу и ее вегетативное потомство. При наименовании грекса вначале пишется латинское название рода, затем состоящее не более, чем из трех слов, начинающихся с заглавной буквы, зарегистрированное название грекса. При наименовании культивара вначале пишется полное наименование грекса, а затем в одинарных кавычках имя культивара.

[ ... подробнее ... ]

Классификация сортов фаленопсисов

Хотя систематика сортов орхидей, базирующаяся на грексах и их родословных, во многих отношениях очень удобна, на практике часто ей пользоваться затруднительно.

Во-первых, число грексов огромно и необходимо как-то разделять сорта фаленопсисов на группы.

Во-вторых, многие грексы визуально практически неотличимы друг от друга, поэтому разумно именовать такие группы грексов как-то коллективно.

Таким образом, мы видим, что нужны какие-то иные принципы классификации сортов орхидей, чем те, которые заданы систематикой грексов. Такие классификационные принципы могут быть разными, но самый удобный - по типу цветония.

По типу цветения все сорта фаленопсисов можно разделить на три большие группы (плюс небольшие группки-исключения):    (1) Стандартные фаленопсисы, верхушечная почка цветоноса которых после окончания цветения отмирает. Доминирующими генами у стандартных фаленопсисов являются гены видов Phal. amabilis, Phal. schilleriana, Phal. stuartiana и близких к ним. Обычно цветки крупные (9-12 см), характерной формы, цветонос длинный, цветки располагаются на его верхней половине.    (2) Мультифлёра, цветонос которых имеет тенденцию нарастать во время цветения. Доминирующие гены являются результатом взаимодействия Phal. equestris c одной стороны и Phal. schilleriana и Phal.stuartiana с другой. Цветонос часто ветвящийся, цветки, как правило, некрупные (3-6см), часто, хотя и необязательно, той же формы, что и у стандартных (такая мультифлёра называется мини-фаленопсисами).    (3) Новелти-фаленопсисы, цветонос которых продолжает многократно нарастать из верхушечной почки после периода более или менее продолжительного периода покоя. Форма цветка обычно правильная, равнолепестковая, цветки некрупные (4-8см), лепестки остроконечные или яйцевидные.

Представители первых двух групп, за небольшим исключением выдающихся грексов, обычно дополнительно классифицируются в цветоводстве по цвету. Для описания новелти-фаленопсисов используется систематика, базирующаяся на грексах и их родословных, а для некоторых выдающихся грексов четко фиксируются конкретные культивары.

[ ... подробнее ... ]

Таким образом, наибольшую коллекционную ценность из всех фаленопсисов представляют новелти-фаленопсисы, к описанию которых мы переходим.

Новелти-фаленопсисы: классические и современные

Итак, новелти-фаленопсисы, пожалуй, самая интересная группа сортов фаленопсисов, - именно они будут основным объектом нашего внимания.

Новелти-фаленопсисы, как уже было сказано, характеризуются тем, что их цветонос продолжает многократно нарастать из верхушечной почки после периода более или менее продолжительного периода покоя. Однако, будучи довольно точно охарактеризованы этих свойством, новелти-фаленопсисы, тем не менее, не образуют единой группы.

Все новелти-фаленопсисы в свою очередь можно разбить на две части:    (1) Классические новелти-фаленопсисы, к которым относятся те сорта, в родословной которых присутствуют исключительно природные виды, представители подрода Polychilos, такие как Phal. amboinensis, Phal. bellina, Phal. lueddemanniana, Phal. mariae, Phal. micholitzii, Phal.venosa, Phal.violacea и другие. Визуально они выделяются своей звездчатой формой цветка, лепестки не всегда перекрывающиеся, остроконечные. Цветки некрупные (4-6см). Большинство сортов - диплоиды. Легко скрещиваются друг с другом.    (2) Современные новелти-фаленопсисы, к которым относятся те сорта, в родословной которых присутствуют кроме представителей подрода Polychilos стандартные фаленопсисы. Визуально они выделяются своей правильной формой цветка, яйцевидными, закругленными на концах, перекрывающимися лепестками. Цветки более крупные (5-9см), чем у предыдущей группы. Большинство сортов - полиплоиды. Способность к взаимному скрещиванию разная: некоторые сорта легко дают потомство, другие же - только с представителями той же или близких линий.

[ ... подробнее ... ]

Классические новелти-фаленопсисы. I. Phal.Malibu Imp

Первым из получивших распространение и заслуженное признание новелти-фаленопсисов является Phal. Malibu Imp. У этого фаленопсиса, как и у большинства классических новелти-фаленопсисов, генеалогия предельно проста:

Phal. Malibu Imp = Phal.Luedde-violacea x Phal. amboinensis = (Phal.lueddemanniana x Phal.violacea) x Phal. amboinensis

Отметим, что во время регистрации не делалось различие между Phal.bellina и Phal.violacea. Первый назывался Phal.violacea var.Borneo, а второй - Phal.violacea var.Malaya. Их гибриды между собой также относились к виду Phal. violacea.

Грекс Phal. Malibu Imp имеет несколько элитных культиваров, получивших награды Американского Орхидного Общества. Два культивара получили широкое распространение, это - Phal. Malibu Imp 'Evergreen Hills' и Phal. Malibu Imp 'Anna Mae'.

Phal. Malibu Imp 'Evergreen Hills' «Phal. Malibu Imp 'Evergreen Hills' » на Яндекс.Фотках

Современниками Phal. Malibu Imp являются два других замечательных сорта классических новелти-фаленопсисов: Phal. Coral Isles и Phal. Malibu Heir. Их родословные также довольно просты и очень похожи на родословную Phal. Malibu Imp:

Родословные Phal. Malibu Imp, Phal. Malibu Heir и Phal. Coral Isles не просто похожи. Их предками являются одни и те же виды фаленопсисов: Phal. amboinensis, Phal. violacea и Phal. lueddemanniana, взятые в разных комбинациях. А это означает, что хотя культивары первого поколения могут сильно отличаться друг от друга, культивары следующих поколений, полученные при скрещивании внутри грексов, могут быть очень похожи. Ведь генофонд всех трех грексов фаленопсисов теоретически идентичен, поскольку предками были одни и те же виды.

Культивары Phal. Malibu Heir, будучи популярными в прошлом, не сохранились до нашего времени, оставив после себя только потомство в виде очень интересных сортов. Культивары же Phal. Coral Isles известны и по сей день, хотя и не столь как культивары Phal. Malibu Imp. Зато их гораздо больше и их легче приобрести для коллекции.

phalaenopsis.narod.ru

Орхидеи, коллекция орхидей

Орхидеи

Орхидеи - одно из моих серьезных увлечений. Моя личная коллекция насчитывает примерно 500 особей новелти-фаленопсисов и аскоценд около 200 сортов. Это самая большая и, вероятно, наиболее ценная коллекция этих растений в России. Кроме того, имеется некоторое небольшое количество природных видов моноподиальных орхидей как дань ботаническому прошлому российской орхидеистики и 4 просто огромные каттлеи. Длина их бульб, которых на каждом растении порядка дюжины, вместе с листьями достигает чуть ли не полуметра, и четыре таких гиганта, как будто специально предназначенных для владельцев коттеджей, - это максимум, что я себе могу позволить. Большая часть моих растений уже цвела, хотя есть и сеянцы перед цветением.

Это фотографии двух моих каттлей.

Но коллекционными являются, как я уже сказал, новелти-фаленопсисы и аскоценды. Необходимо сразу дать точные определения. С аскоцендами просто. Аскоценды - это гибриды ванд и аскоцентрумов. С новелти-фаленопсисами чуть сложнее. Я предпочитаю придерживаться следующего определения. Новелти-фаленопсисы - это фаленопсисы, характеризующиеся практически неограниченным сроком жизни цветоносов, нарастающих из верхушечной вегетативной почки после каждого периода покоя, следующего за периодом цветения. В качестве дополнительного требования можно предъявить способность продуцировать новые цветоносы при наличии жизнеспособных старых, хотя этот признак следует скорее отнести к критерию качества сорта, чем к определению группы. В общих чертах данное определение согласуется с точкой зрения на новелти-фаленопсисы, изложенной Эриком Кристенсоном в его монографии "Phalaenopsis. A monograph", Timber Press, Portland, Oregon, 2001. Кстати, в этом смысле большинство желтых, значительное число красных фаленопсисов и практически все арлекины (типа P.Ever-Spring Prince) не являются новелти-фаленопсисами. Принадлежность к новелти не есть визуальный признак. Растения с цветами любой ныне известной окраски - белые (чисто белые, белые сетчато-полосатые, белые пятнистые, белые арлекины), розовые, желтые и промежуточные между ними artshades тех же форм, красные - могут встречаться в любой группе фаленопсисов - в стандартных, в мультифлере или в новелти. Де факто, только новелти-фаленопсисы представляют интерес для серьезного коллекционера, хотя отдельные выдающиеся представители остальных групп также могут встречаться в коллекциях.

Из определения можно сделать вывод, что среди предков новелти-фаленопсисов присутствуют природные виды, характеризующиеся тем же основным свойством. Однако, не только они. При гибридизации новелти-фаленопсисов с фаленопсисами других групп (в основном, стандартными, но также и с мультифлерой) они приобретали отсутствующие положительные качества (например, более крупные цветки, более правильную их форму, увеличенное число цветков или сильно ветвящийся цветонос) при сохранении групповой принадлежности.

Касаясь аскоценд стоит отметить, что для серьезных коллекционеров представляют интерес де факто тетраплоидные аскоценды (о плоидности пойдет речь ниже), отдельные особо выдающиеся диплоиды и, отчасти, триплоиды.

Итак, теперь ясно о чем будет идти речь.

Естественно стоит задать вопрос: "Почему орхидеи и почему именно эти?"

Ответ достаточно прост. Во-первых, заметим, что орхидеи как природный или хозяйственный феномен, в отличие от ягодных или плодовых, ароматических или лекарственных культур, о которых идет речь на других страничках сайта, практически неинтересны.

Орхидеи для нас - прежде всего культурный феномен.

И в чем же их специфика в качестве такового? Чем они отличаются от роз, тюльпанов, ирисов, хризантем? Или комнатных азалий и камелий? Или столь широко распространенных сенполий, узамбарских фиалок? Ведь все эти цветы не менее прекрасны, чем орхидеи. И культура некоторых из них насчитывает многие столетия, даже тысячелетия, в то время как орхидеи стали нашими спутниками всего лишь относительно недавно.

Ответ заключен в истории орхидеистики. Люди, начав заниматься их гибридизацией, с самого начала вели записи скрещиваний и составляли родословные. Именно в этом историческом наследии и заключается специфика орхидей как культурного феномена. В этом они ближе скорее к породистым собакам, чем к остальным цветам. В настоящее время, взяв любой сорт орхидеи, можно проследить полностью его родословную вплоть до исходных природных видов. И это историческое наследие как бы незримо присутствует рядом с нами, когда мы любуемся цветущей особью того или иного сорта. Знаток орхидей способен рассказать о каждой из них не меньше, чем искусствовед-экскурсовод о картинах старых мастеров. И в процессе его рассказа, мы смотрим, слушаем, мыслим ...

Без этого рассказа цветение орхидей напоминает кино без звука, да еще с неторопливым действием и обилием диалогов и размышлений. Только представьте себе фильм об Эркюле Пуаро, Шерлоке Холмсе или Штирлице в таком исполнении. Цветущее растение и рассказ коллекционера, его владельца, о нем сочетаются в единый гипертекст - аналогичный тому, с которым вы сталкиваетесь постоянно в Интернете. И таким образом, впридачу ко всем своим неоспоримым объективным достоинствам само растение в информационном аспекте становится принадлежащей материальному миру гиперссылкой на расположенный в виртуальном мире якорь, в виртуальном мире генеалогий, наград, историй, описаний. Такой "виртуализирующий" подход существенно расширяет весьма ограниченные возможности отечественного коллекционера. Ввиду дефицита места часть растений может быть для целостности общей картины заменена фотографиями, лучше - стерео, например, фотографиями предков, близкородственных сортов или иных клонов того же сорта. Навсегда утраченные или недоступные сорта или клоны остаются в извлеченных из литературы описаниях. Однако, стоит сказать, что такая "гиперссылка" вызывается к жизни исключительно личностью коллекционера. Только находясь в коллекции растение становится коллекционным, а создателем коллекции как на материальном, так и на информационном уровне является ее владелец. Цепь от якоря - в его руках.

Ценность любого объекта прямо пропорциональна количеству значимых слов, которые о нем можно высказать.

Какой же счастливой звезде или какому случаю орхидеи обязаны этим подарком истории, каковым являются родословные ? Конечно же, он проистекает не из сверхестественных причин или воли отдельных людей, а из их природы. Из двух их характерных свойств. Во-первых, колоссального разнообразия (самое время вспомнить о varieta e diversita). Во-вторых, из сравнительной молодости семейства орхидных, благодаря чему различные виды этого семейства могут вступать в скрещивания. И результат таких скрещиваний не только жизнеспособен, но и в свою очередь дает потомство. Более того, у орхидей возможны не только межвидовые, но и межродовые гибриды, также легко дающие потомство. Пример - уже упоминавшиеся аскоценды. Оба этих обстоятельства сделали родословные удобным механизмом описания новых сортов орхидей, а со временем - просто необходимым.

И вот в чем дело. Поскольку орхидеи интересны не только с точки зрения их визуального разнообразия, но и как звенья непрерывного культурного процесса гибридизации и селекции, потребность поддержания этого процесса является доминантой орхидеистики. Стремление улучшить или видоизменить декоративные свойства представителей той или иной линии приводит к необходимости глубокого знания родословных. И дело идет не только о возможных тех или иных расщеплениях признаков при скрещивании или, наоборот, их устойчивости, о наличии рецессий у родителей, но о гораздо более существенных чертах современных сортов орхидей.

Каких же, спросите вы? Первая из них вот какая - каждый сорт орхидеи характеризуется своею плоидностью. Для несведующих скажу: плоидность - это просто целое число. Зная плоидность родителей можно подсчитать типичную плоидность потомства, хотя бывают отдельные мутации. Правда, к слову, в некоторых ситуациях жизнеспособными или представляющими какой-либо интерес являются только аномалии. Правила вычисления плоидности потомства бывают как универсальные, справедливые для всех родов орхидей, так и специфические, выполняющиеся, например, только в случае фаленопсисов или аскоценд. Сорта определенной плоидности являются лучшими родителями, другой худшими. Кроме того, от плоидности зависит скорость роста особи. Чем выше плоидность, то есть, чем больше то самое целое число, тем медленнее растет растение. Тем меньше цветков на цветоносе, тем он короче, и тем больше размер цветков и интенсивнее их пигментация. Тем самым, плоидность разделяет все обилие сортов тех или иных орхидей на страты, сложным образом взаимодействующие друг с другом.

Вторая черта - родословные разбивают растения одной группы, например, фаленопсисы, на расы. Дело в том, что хотя виды одного рода и скрещиваются между собой, результат скрещивания может быть в свою очередь хорошим или плохим родителем. То же самое касается сортов. Таким образом, гибридизационный процесс имеет тенденцию развиваться в рамках рас, в то время как межрасовые скрещивания, несмотря на их возможные высокие декоративные качества, оказываются либо генетическими тупиками, либо дают потомство, принадлежащее к той или иной родительской расе, при соответствующем выборе другого родителя.

Сочетание же обеих черт, осложненное наличием мутаций, делает картину настолько головокружительно интересной, что от разгадывания хитросплетений родословных нельзя оторваться.

Значит ли это, что вся орхидеистика - просто очередная игра ума? Отчасти да, ведь это культурный феномен. Отчасти нет, орхидеи - по-прежнему, какой бы родословной они не обладали, живые существа, которые способны радовать своих владельцев своим ростом и цветением.

Иными словами, гибридизация и селекция орхидей - не игра в бирюльки, блуждание без руля и без ветрил в мире виртуальных генеалогий. Есть определенный вектор, направление движения, есть азимуты, которые позволяют его так или иначе характеризовать. И в чем же они заключаются?

Трудно разорвать два существительных в словосочетании "декоративность растения". Декоративными могут быть не только они, но и фотографии, картины, рисунки, вышивка. И от декоративного растения требуется прежде всего наличие свойств, не воспроизводимых в других более доступных и менее повреждаемых материалах. С моей точки зрения, это - то, что может быть названо фактурно-текстурной колористикой. Специфическим для лепестков цветка сочетанием цвета, фактуры и текстуры. Все остальное - форма, рисунок, размер - лишь служит подчеркиванию уникальности фактурно-текстурной колористики конкретной особи.

И в этом второй ответ на поставленный в самом начале вопрос: "Почему орхидеи, почему именно новелти-фаленопсисы и аскоценды?" Именно они обладают потенциально наиболее интересной фактурно-текстурной колористикой, в том числе и благодаря достаточной толщине своих лепестков.

В-третьих, а последнее по упоминанию не есть последнее по значению, нельзя забывать, что мы имеем дело с живым существом. Его цветок, засушенный в гербарии, уже не есть цветок. Цветение - это представление, имеющее место быть здесь и сейчас. Подготовленное всей остальной жизнью растения и нашим уходом за ним. Если угодно, выставка, таинственный перформанс ... Безусловно требующие соответствующего обрамляющего гипертекста: профессионального и увлекательного рассказа о растении, возможно, сопровождаемого слайд-шоу с фотографиями предков и родственников из "семейного архива". Но при любом, даже самом изысканном сопровождении вряд ли можно говорить о роскошном цветении растения, умирающем от нашествия вредителей. Про такое скажут: "Зацвело с горя". Да, конечно, все растения нуждаются в некоторой стимуляции для хорошего цветения, но есть все же разница между врачом, прописавшем пациенту холодные обливания, и эсэсовцами, пытавшими генерала Карбышева!

Так вот, новелти-фаленопсисы и аскоценды в своей массе одни из самых неприхотливых орхидей. Их культура несложна. Их цветение всегда интересно, красочно, необычно и не может наскучить. Эти растения продолжают "взрослеть" каждый год, в то время как другие орхидеи быстро заканчивают свое развитие. Поскольку естественный срок жизни орхидеи составляет несколько сотен лет, коллекционное растение со временем обрастает собственной индивидуальной историей, становясь культурной и исторической ценностью. Именно в силу всей совокупности упомянутых причин они мне любы.

Хотя стоит сказать, что все хвалебные дифирамбы в адрес новелти-фаленопсисов и аскоценд относятся только к породистым растениям с хорошей родословной. Это существенно, ведь "в семье не без урода", и их семья не исключение.

И теперь как раз настало время коснуться темы несколько с другой, негативной стороны. Орхидеи, как культурный феномен, не конденсируются из воздуха в горшке в ответ на молчаливый призыв наших красивых глазок. Новые сорта кем-то создаются, кем-то сохраняются. Обычно и тем, и другим занимаются частные лица, в общем-то, практически беззащитные перед лицом тех или иных внешних сил. Как следствие, результат их деятельности предельно хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Однако же, на их беду, где бы ни возникала культура, следом за ней появляется потенция варварства. Ведь оценка труда, будь то труд гибридизатора, селекционера или коллекционера, в современном мире выражается не в пансионе при дворе монарха, а в денежном эквиваленте. Стало быть, орхидеи имеют стоимость. И это - стоимость их как культурного феномена. Неразрывно связанная с определенным сообществом людей - гибридизаторов, селекционеров и коллекционеров. Очень хрупкого и беззащитного сообщества. Вне его не существующая. И всякое внешнее воздействие, например, излишняя или некорректная коммерциализация, наносит непоправимый ущерб культуре.

Вполне естественно стремление людей прикоснуться к удивительному миру орхидей, начать их выращивать, окружить ими свое пребывание в доме, а со временем стать коллекционерами, владельцами пусть очень маленькой, но значимой коллекции. И на их пути к цели, по канонам жанра словно тени, как фарисеи на дороге в Царство Небесное, появляются жулики-барыги, в том числе международные в лице оптовых фирм-однодневок из какого-нибудь Тайланда или с Тайваня, владельцы которых никому не известны, стремящиеся ради жажды сиюминутной прибыли удовлетворить потребности увлекшихся орхидеями разными суррогатами. И плодящих мелких занимающихся сетевым посредничеством и торговлей барыг-"кулёкцанеров ", не имеющих своей более или менее приличной коллекции, на которую им лень тратить силы, и перепродающих все, что подвернется под скорую руку, не имея о своем "товаре" никаких серьезных знаний, а подчас даже и поверхностного представления. Таких суррогатов видимо-невидимо. Это и растения с фальшивыми названиями, и низкой жизнеспособности, и напичканные различными вредителями и заболеваниями, и неподготовленные к перевозке на большие расстояния, и выращенные с применением гормонов, без которых они чахнут, и генетически дефективные, и способные хорошо расти и цвести только в условиях тропиков, и многое другое. Обман может заключаться и в существенном искажении фотографии цветущего растения при продаже и в дезинформации о наступлении сроков его цветения. И в присвоении статуса коллекционного рядовому массово размноженному более или менее декоративному сорту. Всего и не перечислишь! И главное, у барыг-"кулёкцанеров", после отсечения одной головы, как у Лернейской Гидры вырастают две! Поэтому составить список всех их надувательств для предупреждения новичков просто невозможно, как и перечислить все компьютерные вирусы.

Наряду со злостными вредителями имеется некоторое число просто малокомпетентных "слепых поводырей слепых", ставших и делающих других заложниками своих амбиций. Как можно всерьез рассчитывать, что кто-то сможет помочь Вам создать Вашу собственную коллекцию, если он не смог помочь в этом себе ?! Эта ситуация напоминает описанную в известном старом анекдоте, когда на вопрос: "Умеете ли Вы играть на скрипке ?" барин ответил: "Никогда не пробовал, но, думаю, что смогу".

Типичная ситуация при контактах с "кулёкцанерами". Вам продается, например, совсем маленький башмачок или крошечная каттлейка, которые по словам продавца должны зацвести через 2-3 года. Если Вы через 2-3 года обратитесь к нему с подросшим, но все же нецветущим растением, Вам будет дан ответ: "Ваш уход был недостаточно интенсивен. Мало света, недостаточно удобрений". Вы, радуясь тому, что Ваше растение вообще выжило, а не погибло как у других покупателей, заказавших готовое к цветению растение, а получивших кто экземпляры почти из гербария, а кто и гнилые недоростки, заразившие в итоге четверть их с трудом собранной коллеции, охотно согласитесь и, подождав еще лет 5-6, наконец увидите цветущее растение, но не такое, какое Вам показывали на фотографии. Снова придя к продавцу, Вы услышите ответ: "Что мне поставщик продал, то я и перепродал. Фотография не моя, а его. Ничего не знаю, ни за что не отвечаю". Разумеется, если поставщик по прошествии 7-9 лет еще жив и работает, то Вы можете по наивности обратиться к нему. Но даже, если он помнит, что что-то когда-то кому-то продал, Вас лично не знает и Вам лично ничего не продавал, а потому, естественно, и не ответит. Итог ясен - Вы радуетесь, что Ваше растение, к которому Вы за долгие годы успели привыкнуть как к "вечнонецветущему", живет и теперь даже как-то цветет.

Чтобы помочь орхидеистам-любителям и начинающим коллекционерам избежать множества опасностей на их пути в мире орхидей, о которых они даже не ведают - к слову сказать, на любом наборе плодовых, ягодных или других сельскохозяйственных культур вредителей больше по видовому составу, чем самих культур, - я чуть более десяти лет назад (совр.прим. - в 1995 г., статья написана в 1996 г.) создал селекционный орхидееводческий клуб "Дар Эльфов " по образцу кинологического или фелинологического. Чтобы желающие могли всегда получить достоверную и профессиональную информацию о новелти-фаленопсисах и аскоцендах и со знанием дела создавать свои коллекции.

Клуб существует, как я уже сказал, более десяти лет, ежегодно дважды выпуская каталоги новых реализуемых растений, с которыми вы можете ознакомиться, обратившись ко мне (см. раздел "Контакты"). За эти десять лет мне ни разу не поступали нарекания на деятельность клуба. Надеюсь, что и ваши контакты с клубом окажутся небесполезными для вас, если вы хотите, чтобы ваше увлечение орхидеями было серьезным и не сопряженным с неприятностями и разочарованиями.

Клуб представлен в Интернете двумя сайтами. "Золотой сайт" располагается по адресу http://orchidclub.narod.ru. Чтобы попасть на него, кликните мышкой на бегущей строке с надписью "ОРХИДЕИ - КЛУБ": ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ Адрес "Зеленого сайта" - http://orchidclub.wmsite.ru. Для перехода на сайт кликните мышкой на бегущей строке с надписью "НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ": НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ

Буду рад установлению плодотворных контактов с другими клубами с целью создания свободной, высокопрофессиональной, подлинно демократической и децентрализованной (конфедеративной) всероссийской организации по образцу РКФ (Российской Кинологической Федерации) или НКА (Национальной Кинологической Ассоциации).

Обязательно загляните на доску объявлений. Hosted by uCoz

juriev.narod.ru

Орхидеи, коллекция орхидей - Легкое дело

Орхидеи

Орхидеи - одно из моих серьезных увлечений. Моя личная коллекция насчитывает примерно 500 особей новелти-фаленопсисов и аскоценд около 200 сортов. Это самая большая и, вероятно, наиболее ценная коллекция этих растений в России. Кроме того, имеется некоторое небольшое количество природных видов моноподиальных орхидей как дань ботаническому прошлому российской орхидеистики и 4 просто огромные каттлеи. Длина их бульб, которых на каждом растении порядка дюжины, вместе с листьями достигает чуть ли не полуметра, и четыре таких гиганта, как будто специально предназначенных для владельцев коттеджей, - это максимум, что я себе могу позволить. Большая часть моих растений уже цвела, хотя есть и сеянцы перед цветением.

Это фотографии двух моих каттлей.

Но коллекционными являются, как я уже сказал, новелти-фаленопсисы и аскоценды. Необходимо сразу дать точные определения. С аскоцендами просто. Аскоценды - это гибриды ванд и аскоцентрумов. С новелти-фаленопсисами чуть сложнее. Я предпочитаю придерживаться следующего определения. Новелти-фаленопсисы - это фаленопсисы, характеризующиеся практически неограниченным сроком жизни цветоносов, нарастающих из верхушечной вегетативной почки после каждого периода покоя, следующего за периодом цветения. В качестве дополнительного требования можно предъявить способность продуцировать новые цветоносы при наличии жизнеспособных старых, хотя этот признак следует скорее отнести к критерию качества сорта, чем к определению группы. В общих чертах данное определение согласуется с точкой зрения на новелти-фаленопсисы, изложенной Эриком Кристенсоном в его монографии "Phalaenopsis. A monograph", Timber Press, Portland, Oregon, 2001. Кстати, в этом смысле большинство желтых, значительное число красных фаленопсисов и практически все арлекины (типа P.Ever-Spring Prince) не являются новелти-фаленопсисами . Принадлежность к новелти не есть визуальный признак. Растения с цветами любой ныне известной окраски - белые (чисто белые, белые сетчато-полосатые, белые пятнистые, белые арлекины), розовые, желтые и промежуточные между ними artshades тех же форм, красные - могут встречаться в любой группе фаленопсисов - в стандартных, в мультифлере или в новелти. Де факто, только новелти-фаленопсисы представляют интерес для серьезного коллекционера, хотя отдельные выдающиеся представители остальных групп также могут встречаться в коллекциях.

Из определения можно сделать вывод, что среди предков новелти-фаленопсисов присутствуют природные виды, характеризующиеся тем же основным свойством. Однако, не только они. При гибридизации новелти-фаленопсисов с фаленопсисами других групп (в основном, стандартными, но также и с мультифлерой) они приобретали отсутствующие положительные качества (например, более крупные цветки, более правильную их форму, увеличенное число цветков или сильно ветвящийся цветонос) при сохранении групповой принадлежности.

Касаясь аскоценд стоит отметить, что для серьезных коллекционеров представляют интерес де факто тетраплоидные аскоценды (о плоидности пойдет речь ниже), отдельные особо выдающиеся диплоиды и, отчасти, триплоиды.

Итак, теперь ясно о чем будет идти речь.

Это фотографии некоторых моих новелти-фаленопсисов (вверху и справа) и аскоценд (внизу).

Стереофотографии некоторых моих орхидей, в том числе природных видов, можно посмотреть на сайте stereomagica.narod.ru .

Естественно стоит задать вопрос: "Почему орхидеи и почему именно эти?"

Ответ достаточно прост. Во-первых, заметим, что орхидеи как природный или хозяйственный феномен, в отличие от ягодных или плодовых, ароматических или лекарственных культур, о которых идет речь на других страничках сайта, практически неинтересны.

Орхидеи для нас - прежде всего культурный феномен.

И в чем же их специфика в качестве такового? Чем они отличаются от роз, тюльпанов, ирисов, хризантем? Или комнатных азалий и камелий? Или столь широко распространенных сенполий, узамбарских фиалок? Ведь все эти цветы не менее прекрасны, чем орхидеи. И культура некоторых из них насчитывает многие столетия, даже тысячелетия, в то время как орхидеи стали нашими спутниками всего лишь относительно недавно.

Ответ заключен в истории орхидеистики. Люди, начав заниматься их гибридизацией, с самого начала вели записи скрещиваний и составляли родословные . Именно в этом историческом наследии и заключается специфика орхидей как культурного феномена. В этом они ближе скорее к породистым собакам, чем к остальным цветам. В настоящее время, взяв любой сорт орхидеи, можно проследить полностью его родословную вплоть до исходных природных видов. И это историческое наследие как бы незримо присутствует рядом с нами, когда мы любуемся цветущей особью того или иного сорта. Знаток орхидей способен рассказать о каждой из них не меньше, чем искусствовед-экскурсовод о картинах старых мастеров. И в процессе его рассказа, мы смотрим, слушаем, мыслим.

Без этого рассказа цветение орхидей напоминает кино без звука, да еще с неторопливым действием и обилием диалогов и размышлений. Только представьте себе фильм об Эркюле Пуаро, Шерлоке Холмсе или Штирлице в таком исполнении. Цветущее растение и рассказ коллекционера, его владельца, о нем сочетаются в единый гипертекст - аналогичный тому, с которым вы сталкиваетесь постоянно в Интернете. И таким образом, впридачу ко всем своим неоспоримым объективным достоинствам само растение в информационном аспекте становится принадлежащей материальному миру гиперссылкой на расположенный в виртуальном мире якорь . в виртуальном мире генеалогий, наград, историй, описаний. Такой "виртуализирующий" подход существенно расширяет весьма ограниченные возможности отечественного коллекционера. Ввиду дефицита места часть растений может быть для целостности общей картины заменена фотографиями, лучше - стерео, например, фотографиями предков, близкородственных сортов или иных клонов того же сорта. Навсегда утраченные или недоступные сорта или клоны остаются в извлеченных из литературы описаниях. Однако, стоит сказать, что такая "гиперссылка" вызывается к жизни исключительно личностью коллекционера. Только находясь в коллекции растение становится коллекционным, а создателем коллекции как на материальном, так и на информационном уровне является ее владелец. Цепь от якоря - в его руках.

Ценность любого объекта прямо пропорциональна количеству значимых слов, которые о нем можно высказать.

Какой же счастливой звезде или какому случаю орхидеи обязаны этим подарком истории, каковым являются родословные. Конечно же, он проистекает не из сверхестественных причин или воли отдельных людей, а из их природы. Из двух их характерных свойств. Во-первых, колоссального разнообразия (самое время вспомнить о varieta e diversita). Во-вторых, из сравнительной молодости семейства орхидных, благодаря чему различные виды этого семейства могут вступать в скрещивания. И результат таких скрещиваний не только жизнеспособен, но и в свою очередь дает потомство. Более того, у орхидей возможны не только межвидовые, но и межродовые гибриды, также легко дающие потомство. Пример - уже упоминавшиеся аскоценды. Оба этих обстоятельства сделали родословные удобным механизмом описания новых сортов орхидей, а со временем - просто необходимым.

И вот в чем дело. Поскольку орхидеи интересны не только с точки зрения их визуального разнообразия, но и как звенья непрерывного культурного процесса гибридизации и селекции, потребность поддержания этого процесса является доминантой орхидеистики. Стремление улучшить или видоизменить декоративные свойства представителей той или иной линии приводит к необходимости глубокого знания родословных. И дело идет не только о возможных тех или иных расщеплениях признаков при скрещивании или, наоборот, их устойчивости, о наличии рецессий у родителей, но о гораздо более существенных чертах современных сортов орхидей.

Каких же, спросите вы? Первая из них вот какая - каждый сорт орхидеи характеризуется своею плоидностью . Для несведующих скажу: плоидность - это просто целое число. Зная плоидность родителей можно подсчитать типичную плоидность потомства, хотя бывают отдельные мутации. Правда, к слову, в некоторых ситуациях жизнеспособными или представляющими какой-либо интерес являются только аномалии. Правила вычисления плоидности потомства бывают как универсальные, справедливые для всех родов орхидей, так и специфические, выполняющиеся, например, только в случае фаленопсисов или аскоценд. Сорта определенной плоидности являются лучшими родителями, другой худшими. Кроме того, от плоидности зависит скорость роста особи. Чем выше плоидность, то есть, чем больше то самое целое число, тем медленнее растет растение. Тем меньше цветков на цветоносе, тем он короче, и тем больше размер цветков и интенсивнее их пигментация. Тем самым, плоидность разделяет все обилие сортов тех или иных орхидей на страты, сложным образом взаимодействующие друг с другом.

Вторая черта - родословные разбивают растения одной группы, например, фаленопсисы, на расы . Дело в том, что хотя виды одного рода и скрещиваются между собой, результат скрещивания может быть в свою очередь хорошим или плохим родителем. То же самое касается сортов. Таким образом, гибридизационный процесс имеет тенденцию развиваться в рамках рас, в то время как межрасовые скрещивания, несмотря на их возможные высокие декоративные качества, оказываются либо генетическими тупиками, либо дают потомство, принадлежащее к той или иной родительской расе, при соответствующем выборе другого родителя.

Сочетание же обеих черт, осложненное наличием мутаций, делает картину настолько головокружительно интересной, что от разгадывания хитросплетений родословных нельзя оторваться.

Значит ли это, что вся орхидеистика - просто очередная игра ума? Отчасти да, ведь это культурный феномен. Отчасти нет, орхидеи - по-прежнему, какой бы родословной они не обладали, живые существа, которые способны радовать своих владельцев своим ростом и цветением.

Иными словами, гибридизация и селекция орхидей - не игра в бирюльки, блуждание без руля и без ветрил в мире виртуальных генеалогий. Есть определенный вектор, направление движения, есть азимуты, которые позволяют его так или иначе характеризовать. И в чем же они заключаются?

Трудно разорвать два существительных в словосочетании "декоративность растения". Декоративными могут быть не только они, но и фотографии, картины, рисунки, вышивка. И от декоративного растения требуется прежде всего наличие свойств, не воспроизводимых в других более доступных и менее повреждаемых материалах. С моей точки зрения, это - то, что может быть названо фактурно-текстурной колористикой . Специфическим для лепестков цветка сочетанием цвета, фактуры и текстуры. Все остальное - форма, рисунок, размер - лишь служит подчеркиванию уникальности фактурно-текстурной колористики конкретной особи.

И в этом второй ответ на поставленный в самом начале вопрос: "Почему орхидеи, почему именно новелти-фаленопсисы и аскоценды?" Именно они обладают потенциально наиболее интересной фактурно-текстурной колористикой, в том числе и благодаря достаточной толщине своих лепестков.

В-третьих, а последнее по упоминанию не есть последнее по значению, нельзя забывать, что мы имеем дело с живым существом. Его цветок, засушенный в гербарии, уже не есть цветок. Цветение - это представление, имеющее место быть здесь и сейчас. Подготовленное всей остальной жизнью растения и нашим уходом за ним. Если угодно, выставка, таинственный перформанс. Безусловно требующие соответствующего обрамляющего гипертекста . профессионального и увлекательного рассказа о растении, возможно, сопровождаемого слайд-шоу с фотографиями предков и родственников из "семейного архива". Но при любом, даже самом изысканном сопровождении вряд ли можно говорить о роскошном цветении растения, умирающем от нашествия вредителей. Про такое скажут: "Зацвело с горя". Да, конечно, все растения нуждаются в некоторой стимуляции для хорошего цветения, но есть все же разница между врачом, прописавшем пациенту холодные обливания, и эсэсовцами, пытавшими генерала Карбышева!

Так вот, новелти-фаленопсисы и аскоценды в своей массе одни из самых неприхотливых орхидей. Их культура несложна. Их цветение всегда интересно, красочно, необычно и не может наскучить. Эти растения продолжают "взрослеть" каждый год, в то время как другие орхидеи быстро заканчивают свое развитие. Поскольку естественный срок жизни орхидеи составляет несколько сотен лет, коллекционное растение со временем обрастает собственной индивидуальной историей, становясь культурной и исторической ценностью . Именно в силу всей совокупности упомянутых причин они мне любы.

Хотя стоит сказать, что все хвалебные дифирамбы в адрес новелти-фаленопсисов и аскоценд относятся только к породистым растениям с хорошей родословной. Это существенно, ведь "в семье не без урода", и их семья не исключение.

И теперь как раз настало время коснуться темы несколько с другой, негативной стороны. Орхидеи, как культурный феномен, не конденсируются из воздуха в горшке в ответ на молчаливый призыв наших красивых глазок. Новые сорта кем-то создаются, кем-то сохраняются. Обычно и тем, и другим занимаются частные лица, в общем-то, практически беззащитные перед лицом тех или иных внешних сил. Как следствие, результат их деятельности предельно хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Однако же, на их беду, где бы ни возникала культура, следом за ней появляется потенция варварства. Ведь оценка труда, будь то труд гибридизатора, селекционера или коллекционера, в современном мире выражается не в пансионе при дворе монарха, а в денежном эквиваленте. Стало быть, орхидеи имеют стоимость. И это - стоимость их как культурного феномена. Неразрывно связанная с определенным сообществом людей - гибридизаторов, селекционеров и коллекционеров. Очень хрупкого и беззащитного сообщества. Вне его не существующая. И всякое внешнее воздействие, например, излишняя или некорректная коммерциализация, наносит непоправимый ущерб культуре.

Вполне естественно стремление людей прикоснуться к удивительному миру орхидей, начать их выращивать, окружить ими свое пребывание в доме, а со временем стать коллекционерами, владельцами пусть очень маленькой, но значимой коллекции. И на их пути к цели, по канонам жанра словно тени, как фарисеи на дороге в Царство Небесное, появляются жулики-барыги, в том числе международные в лице оптовых фирм-однодневок из какого-нибудь Тайланда или с Тайваня, владельцы которых никому не известны, стремящиеся ради жажды сиюминутной прибыли удовлетворить потребности увлекшихся орхидеями разными суррогатами. И плодящих мелких занимающихся сетевым посредничеством и торговлей барыг-"кулёкцанеров " . не имеющих своей более или менее приличной коллекции, на которую им лень тратить силы, и перепродающих все, что подвернется под скорую руку, не имея о своем "товаре" никаких серьезных знаний, а подчас даже и поверхностного представления. Таких суррогатов видимо-невидимо. Это и растения с фальшивыми названиями, и низкой жизнеспособности, и напичканные различными вредителями и заболеваниями, и неподготовленные к перевозке на большие расстояния, и выращенные с применением гормонов, без которых они чахнут, и генетически дефективные, и способные хорошо расти и цвести только в условиях тропиков, и многое другое. Обман может заключаться и в существенном искажении фотографии цветущего растения при продаже и в дезинформации о наступлении сроков его цветения. И в присвоении статуса коллекционного рядовому массово размноженному более или менее декоративному сорту. Всего и не перечислишь! И главное, у барыг-"кулёкцанеров", после отсечения одной головы, как у Лернейской Гидры вырастают две! Поэтому составить список всех их надувательств для предупреждения новичков просто невозможно, как и перечислить все компьютерные вирусы.

Наряду со злостными вредителями имеется некоторое число просто малокомпетентных "слепых поводырей слепых", ставших и делающих других заложниками своих амбиций. Как можно всерьез рассчитывать, что кто-то сможет помочь Вам создать Вашу собственную коллекцию, если он не смог помочь в этом себе. Эта ситуация напоминает описанную в известном старом анекдоте, когда на вопрос: "Умеете ли Вы играть на скрипке ?" барин ответил: "Никогда не пробовал, но, думаю, что смогу".

Типичная ситуация при контактах с "кулёкцанерами" . Вам продается, например, совсем маленький башмачок или крошечная каттлейка, которые по словам продавца должны зацвести через 2-3 года. Если Вы через 2-3 года обратитесь к нему с подросшим, но все же нецветущим растением, Вам будет дан ответ: "Ваш уход был недостаточно интенсивен. Мало света, недостаточно удобрений". Вы, радуясь тому, что Ваше растение вообще выжило, а не погибло как у других покупателей, заказавших готовое к цветению растение, а получивших кто экземпляры почти из гербария, а кто и гнилые недоростки, заразившие в итоге четверть их с трудом собранной коллеции, охотно согласитесь и, подождав еще лет 5-6, наконец увидите цветущее растение, но не такое, какое Вам показывали на фотографии. Снова придя к продавцу, Вы услышите ответ: "Что мне поставщик продал, то я и перепродал. Фотография не моя, а его. Ничего не знаю, ни за что не отвечаю". Разумеется, если поставщик по прошествии 7-9 лет еще жив и работает, то Вы можете по наивности обратиться к нему. Но даже, если он помнит, что что-то когда-то кому-то продал, Вас лично не знает и Вам лично ничего не продавал, а потому, естественно, и не ответит. Итог ясен - Вы радуетесь, что Ваше растение, к которому Вы за долгие годы успели привыкнуть как к "вечнонецветущему", живет и теперь даже как-то цветет.

Чтобы помочь орхидеистам-любителям и начинающим коллекционерам избежать множества опасностей на их пути в мире орхидей, о которых они даже не ведают - к слову сказать, на любом наборе плодовых, ягодных или других сельскохозяйственных культур вредителей больше по видовому составу, чем самих культур, - я чуть более десяти лет назад (совр.прим. - в 1995 г. статья написана в 1996 г.) создал селекционный орхидееводческий клуб "Дар Эльфов " по образцу кинологического или фелинологического. Чтобы желающие могли всегда получить достоверную и профессиональную информацию о новелти-фаленопсисах и аскоцендах и со знанием дела создавать свои коллекции.

Клуб существует, как я уже сказал, более десяти лет, ежегодно дважды выпуская каталоги новых реализуемых растений, с которыми вы можете ознакомиться, обратившись ко мне (см. раздел "Контакты" ). За эти десять лет мне ни разу не поступали нарекания на деятельность клуба. Надеюсь, что и ваши контакты с клубом окажутся небесполезными для вас, если вы хотите, чтобы ваше увлечение орхидеями было серьезным и не сопряженным с неприятностями и разочарованиями.

Буду рад установлению плодотворных контактов с другими клубами с целью создания свободной, высокопрофессиональной, подлинно демократической и децентрализованной (конфедеративной) всероссийской организации по образцу РКФ (Российской Кинологической Федерации) или НКА (Национальной Кинологической Ассоциации).

http://juriev.narod.ru

legkoe-delo.ru

Что такое Новелти-Фаленопсисы

Что такое Новелти-Фаленопсисы

Хотя определение новелти-фаленопсисов уже было дано при указании специализации клуба, имеет смысл сформулировать его снова, а также сопроводить перечнем признаков почти обязательных или желательных для новелти, вытекающих непосредственно из определения.

Итак, новелти-фаленопсисы - это фаленопсисы, характеризующиеся практически неограниченным сроком жизни цветоносов, нарастающих из верхушечной вегетативной почки после каждого периода покоя, следующего за периодом цветения.

Обычно, на цветоносе новелти-фаленопсиса раскрыто небольшое количество цветков. Это связано с рядом причин. Во-первых, с необходимостью экономно расходовать силы. Во-вторых, если количество цветков значительно, то цветонос быстро растет, его длина достигает размера, неприемлемого как для самого растения, так и для нас, любующихся им. Размер цветка обычно от 3-6 см в диаметре у природных видов и первичных гибридов до 6-9 см у современных сортов. У первых форма обычно звездчатая, у вторых - симметричная округлая с яйцевидными перекрывающимися пятью практически одинаковыми лепестками. У современных сортов может встречаться и форма, характерная для стандартных фаленопсисов.

Чтобы компенсировать малоцветковость цветоноса, обычно выдвигается требование к растению быть способным продуцировать новые цветоносы при наличии старых. Так, взрослый новелти-фаленопсис может иметь несколько десятков цветоносов, а рекордсмены за сотню. К сожалению, цветоносы начинают отмирать вместе с отмиранием участка стебля, из которого они выросли. Стебель у фаленопсисов, в отличие от других вандовых, укороченный, и его отмирание его происходит по мере роста растения спустя некоторое, более или менее продолжительное время после опадения нижних листьев. К счастью, из старого стебля фаленопсисы склонны давать боковые вегетативные побеги, поэтому со временем у фаленопсисов образуется несколько стеблей. Некоторые сорта более предрасположены куститься, некоторые менее. Например, доритенопсисы, как правило, кустятся интенсивнее собственно фаленопсисов. Итак, можно сказать, что способность продуцировать новые цветоносы при наличии старых является почти обязательным требованием к новелти-фаленопсису, в то время как способность интенсивно куститься - желательным свойством.

Увеличение числа цветков на цветоносе может быть достигнуто за счет ветвления цветоноса, поэтому склонность последнего ветвиться является положительным качеством. К слову, свойственным практически всем новелти в той или иной мере.

Наконец, последнее. Новелти-фаленопсис должен иметь короткий цветонос. Нет ничего непригляднее зрелища длинного оголенного цветоноса с небольших числом цветков на самом конце. Среднее расстояние от начала цветоноса до первого бутона у новелти-фаленопсиса составляет 10-15 см. Ультракороткий цветонос характеризуется расстоянием до 10 см, а вытянутый - 15-20 см. Как правило, вытянутым цветоносом обладают сорта с короткой родословной, например, Phal.Golden Buddha, Phal.Penang и другие. С каждым поколением селекция, если она ведется в направлении укорачивания цветоноса, снижает указанное расстояние. В отличие от "срезочного" цветоноса стандартных фаленопсисов, цветонос новелти может быть назван "фиалочным".

Кстати, увеличение плоидности, как правило, укорачивает цветонос и уменьшает число цветков на нем. Поэтому полиплоидные потомки старых сортов типа Phal.Golden Buddha или Phal.Penang с вытянутым цветоносом могут иметь подчас даже ультракороткий цветонос. Чем выше плоидность, тем он короче.

Ряд перечисленных признаков является врожденным, другие же можно изменить в нужном направлении посредством культуры. Самый пластичный в этом плане - ветвистость цветоноса. Чуть менее - его длина.

Стоит также отметить, что раскрытие достоинств новелти-фаленопсисов в значительной степени определяется характером фитодизайна. Содержание их в горшках не благоприятствует восприятию ультракоротких цветоносов, поскольку таковые обычно располагаются под листьями. Напротив, в эпифитной культуре ультракороткие цветоносы выглядят довольно привлекательно.

Многие сорта новелти-фаленопсисов можно отнести к разряду миниатюрных фаленопсисов, в размахе листьев не превышающих 15-20см. .

В силу всего сказанного, новелти-фаленопсисы являются чисто коллекционными растениями. С точки зрения промышленного цветоводства они обладают рядом негативных черт. Во-первых, хотя они довольно быстро вступают в цветение, по пышности на первых порах уступают стандартным и только с годами опережают их. Во-вторых, растения с короткими цветоносами плохо смотрятся в массе. Мы воспринимаем их скорее как уникальные экземпляры с витрины музея, чем как "цветочный ковер". В-третьих, адекватность эпифитной культуры природе новелти-фаленопсисов и часто, как уже было сказано только что выше, полная неприемлемость для некоторых из них горшечной служили бы источником слишком многих ничем не оправданных хлопот для промышленных цветоводов при выращивании этих растений.

В следующих двух циклах статей мы познакомимся поближе с этими интересными орхидеями.

Обязательно загляните на доску объявлений.Hosted by uCoz

orchidclub.narod.ru


Смотрите также